«С ребенком нужно много заниматься»: кохлеарный имплант и последующая реабилитация

Вот уже 60 лет по инициативе ООН во всем мире в последнее воскресенье сентября отмечается Международный день глухих. По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас проблемы со слухом есть у каждого девятого человека мира. По прогнозу, к 2050 году эта цифра может удвоится и достигнуть миллиарда человек. 

При этом, большинство из них может общаться практически без ограничений — если им немного помочь.

Мы решили обратиться за советами к Адели Райхман – маме семилетней Эстер, у которой в два месяца диагностировали тухоухость. 

«Операция – только начало»

Эстер родилась 15 ноября 2015 года. При рождении малышка хорошо слышала, но из-за врачебной ошибки у нее развилась тухоухость. В год и месяц Эстер сделали сложную кохлеарную имплантацию и малышка стала слышать на одно ухо, спустя год подключили и второе. 

«Если родители считают, что как только операция пройдет и все станет хорошо, то, увы, – это не так. С ребенком нужно очень много заниматься. У кохлеарных детей особое восприятие, понимание слов. Поэтому желательно, что среди специалистов был сурдопедагог, логопед, психолог», – говорит Адели. 

Кохлеарный имплант – это медицинский прибор, воздействующий непосредственно на слуховой нерв и позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым пациентам с выраженной или тяжелой степенью тугоухости. Одной из частей импланта является речевой процессор, который расположен внутри внешнего корпуса. 

У процессора два микрофона: ими он улавливает звук. После преобразует его в электрический сигнал и отправляет на имплант через катушку. Имплант передает сигнал электродам, те – на слуховой нерв. По нерву сигнал поступает в мозг, где и рождается ощущение звука.

Традиционный срок эксплуатации речевого процессора составляет 5 лет. Совсем не обязательно, что к этому времени прибор выйдет из строя (чаще всего это происходит из-за попадания в корпус влаги), однако его способность улавливать звуки со временем постепенно снижается, а значит, человек слышит все хуже и хуже.

Эстер настраивали аппарат в 2021 году. «Настройки даются нелегко - когда они сбиваются, дочке очень больно. И она потом с недоверием надевает свои "ушки". Боится, что опять будет ужасный дискомфорт», – говорит Адели.

Процедура настроек проходит следующим образом: сперва врач-сурдолог тестирует внутреннюю часть кохлеарного импланта и оценивает эффективность имеющихся программ. После этого осуществляется перенос данных со старого процессора в новый, проводится серия тестов, чтобы убедиться, что пациент хорошо слышит. Если возникает необходимость, настройки корректируются. 

Если замена речевого процессора осуществляется ребенку, активное участие в процессе принимает сурдопедагог.

«На данный момент Эстер понимает обращенную речь, начинает обращаться сама. Она говорит предложения, формулирует короткие фразы. Так что ребенок развивается. Сейчас наша основная задача – увеличить словарный запас», – отмечает Адели.

Что можно сделать?

На сайте Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи Минздрава РФ собраны рекомендации по реабилитации детей. Там же можно скачать пособия для занятий.

Ниже приведем несколько советов:

  • Ребенок должен услышать слово в среднем 600 раз в разных ситуациях, чтобы запомнить, как оно звучит, что оно значит и как его произнести. 

  • Ребенок может понять и запомнить значение слова, только если он много раз слышит это слово и одновременно видит предмет/действие, которое оно означает, поэтому комментируйте все свои действия и действия ребенка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша.

  • В своей речи часто задавайте ребенку вопросы и оставляйте паузы для ответа. Это помогает развитию у ребенка понимания речи и умения общаться с помощью речи. Речь — это прежде всего диалог.  Ребенок может не знать, как ответить. В этих случаях можно с паузой ответить за него, попросив его повторить ответ, или задать тот же вопрос другому взрослому. Второй вариант дает ребенку возможность видеть, что один человек спрашивает, а другой отвечает, и помогает быстрее понять, что надо не повторять, а отвечать.

Пример. «Давай наденем футболку. Где у футболки воротник? (Пауза для реакции ребенка.) Вот он, воротник! Руки надо в рукава футболки. Где рукава? (Пауза для реакции ребенка.) Вот рукава! Надели футболку. Красивая футболка. А теперь наденем шорты. Где Сашины шорты? (Пауза для реакции ребенка.) Правильно, вот шорты! Синие шорты. Смотри, на шортах зайчик нарисован. У него уши. А где у тебя уши? (Пауза для реакции ребенка.) Молодец, правильно! А у меня? (Пауза для реакции ребенка.) Да! (Ребенок берет футболку неправильно). Зайчик на животе, спереди. А где у Саши живот? (Пауза для реакции ребенка.) Вот так. Правильно! Надень шорты. Молодец! Заправь футболку в шорты. Нет, неправильно. Давай я тебе помогу. Скажи: “Мама, помоги!”. (Пауза для реакции ребенка.) Теперь красиво. Молодец!»

  • Создавайте привычные, повторяющиеся для ребенка ситуации и действия. Это позволяет ему запомнить дела, понять связь между ними, предметами и действиями. Например, если он видит, что мама берет сумку, он знает, что она, скорее всего, пойдет в магазин. Если мама ведет его в ванную, значит, они будут мыть руки. Если мама моет ему руки, то значит, что руки грязные или что они будут кушать. Все это позволяет ребенку учиться прогнозировать события и действия и правильно на них реагировать. 

Пример. Надевая утром или после дневного сна малышу процессор КИ, вы, включив его, всегда произносите: «Па-па-па, Саша слышит». При этом вы показываете ему на ушко и выражаете радость: как это замечательно — слышать! Через несколько дней большинство малышей уже сами, после того как им надевают и включают процессор, показывают на ушко, кивают головой и произносят: «Па-па-па». 

  • Важно создавать ситуации, удивляющие ребенка. Они поддерживают интерес к занятию, улучшают запоминание слов, фраз, другого учебного материала. А также вызывают эмоциональное возбуждение, во время которого малыш произносит больше звуков, что необходимо для развития речи. 

Пример. Игра с конфетами «морские камешки». Это маленькие конфетки, действительно похожие на разноцветные морские камешки. Многие дети их не видели. Можно показать их малышу, ахнуть, попробовать их, говоря: «Ой, как вкусно!» Показывая разные конфеты, называем их цвет, пробуем считать, если малыш владеет немного этим навыком.

Другой пример. Дети очень любят монеты-деньги, оживляются и радуются. Можно рассматривать с ним денежки, комментируя малышу свои действия, слушать звук звенящих монет в коробке. Также всем известная любовь малыша к открыванию коробочек позволяет положить туда самые неожиданные для него предметы, которые потом можно с ним называть, рассматривать, как они работают, рассказывать о них и т. п.

Остались вопросы

Вы можете задать их прямо сейчас.
Мы ответим в ближайшее время

Светлана Григорьева, президент БФ «Обыкновенное чудо» : «Специальный сайт "Чудо-квартира"- это максимум информации об обустройстве жилья семьи с особенным ребенком. Считаю, что этот ресурс необходим, как практическое пособие. Так уже вышло, что дети с инвалидностью большую часть жизни находятся дома. Зачастую семьи тратят сотни тысяч рублей на ненужные реабилитации в поиске той самой "волшебной" таблетки. При этом в квартире нет ничего для комфортной жизни особенного ребенка, нет специальной кровати, нет ТСР, нет игр. Ситуацию можно изменить и наш фонд готов в этом помогать»