Развивающие игры Воскобовича: как помогут детям с ОВЗ
Вячеслав Воскобович – один из первых российских изобретателей развивающих игр для детей. По образованию, инженер-физик, в годы Перестройки столкнулся с пустыми полками и отсутствием игрушек для собственных детей. Это подтолкнуло его к поиску альтернативы. В итоге, он смог разработать больше 40 развивающих игр и пособий.
«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», – говорил сам Вячеслав Воскобович.
Ниже поговорим о двух самых популярных играх, которых нередко используют во время занятий с детьми с особенностями развития.
Квадрат Воскобовича
Одной из самых популярных игр стал Квадрат Воскобовича. Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу.
С одной стороны «Квадрат» – зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат-трансформер».
Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных в книжке «Квадратные забавы» фигур.
Чтобы было проще, иногда игру сопровождают методические сказки. Одной из самых известных является «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
Игра развивает
-
умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
-
умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;
-
внимание, память, пространственное и логическое мышление;
-
воображение, творческие способности;
-
мелкую моторику рук.
«Геоконт»
В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.
Сопровождают игру также сказки. Например, «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта», в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка).
В результате игр с «Геоконтом» у детей развиваются:
- моторика кисти и пальчиков,
- сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины),
- мыслительные процессы (конструирование по словесной модели,
- построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей),
- творчество.
Еще больше полезной и нужной информации на нашем сайте в разделе https://dom.chudo.tomsk.ru/rooms. Там можно найти, какие игрушки рекомендуют специалисты.
Остались вопросы
Светлана Григорьева, президент БФ «Обыкновенное чудо» : «Специальный сайт "Чудо-квартира"- это максимум информации об обустройстве жилья семьи с особенным ребенком. Считаю, что этот ресурс необходим, как практическое пособие. Так уже вышло, что дети с инвалидностью большую часть жизни находятся дома. Зачастую семьи тратят сотни тысяч рублей на ненужные реабилитации в поиске той самой "волшебной" таблетки. При этом в квартире нет ничего для комфортной жизни особенного ребенка, нет специальной кровати, нет ТСР, нет игр. Ситуацию можно изменить и наш фонд готов в этом помогать»