Развивающие игры Воскобовича: как помогут детям с ОВЗ

Вячеслав Воскобович – один из первых российских изобретателей развивающих игр для детей.  По образованию, инженер-физик, в годы Перестройки столкнулся с пустыми полками и отсутствием игрушек для собственных детей. Это подтолкнуло его к поиску альтернативы. В итоге, он смог разработать больше 40 развивающих игр и пособий. 

«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», – говорил сам Вячеслав Воскобович.

Ниже поговорим о двух самых популярных играх, которых нередко используют во время занятий с детьми с особенностями развития.

Квадрат Воскобовича

Одной из самых популярных игр стал Квадрат Воскобовича. Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. 

С одной стороны «Квадрат» – зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат-трансформер».

Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных в книжке «Квадратные забавы» фигур.

Чтобы было проще, иногда игру сопровождают методические сказки. Одной из самых известных является «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Игра развивает

  • умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;

  • умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;

  • внимание, память, пространственное и логическое мышление;

  • воображение, творческие способности;

  • мелкую моторику рук.

«Геоконт»

В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. 

Сопровождают игру также сказки. Например, «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта», в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка). 

В результате игр с «Геоконтом» у детей развиваются:

  • моторика кисти и пальчиков,
  • сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины),
  • мыслительные процессы (конструирование по словесной модели,
  • построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей),
  • творчество.

Еще больше полезной и нужной информации на нашем сайте в разделе https://dom.chudo.tomsk.ru/rooms. Там можно найти, какие игрушки рекомендуют специалисты.

Остались вопросы

Вы можете задать их прямо сейчас.
Мы ответим в ближайшее время

Светлана Григорьева, президент БФ «Обыкновенное чудо» : «Специальный сайт "Чудо-квартира"- это максимум информации об обустройстве жилья семьи с особенным ребенком. Считаю, что этот ресурс необходим, как практическое пособие. Так уже вышло, что дети с инвалидностью большую часть жизни находятся дома. Зачастую семьи тратят сотни тысяч рублей на ненужные реабилитации в поиске той самой "волшебной" таблетки. При этом в квартире нет ничего для комфортной жизни особенного ребенка, нет специальной кровати, нет ТСР, нет игр. Ситуацию можно изменить и наш фонд готов в этом помогать»