Побороть страх и тревогу: томский врач о том, как наладить коммуникацию ребенку с аутизмом
О том, как как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться на игровой площадке, в детском саду и заводить друзей рассказала ведущий специалист детско-подростковой психиатрической службы ТКПБ, врач высшей квалификационной категории Татьяна Колосова.
По словам специалиста, первые яркие симптомы расстройства аутического спектра начинают проявляться с двух лет.
«В чем состоит симптоматика? Это качественные нарушения социального взаимодействия. То есть, ребенок не использует при общении мимику, жесты, какие-то другие невербальные способы для общения с окружением. Непонятно, чего он хочет, непонятно, в результате чего возникает возбуждение, что он своим поведением хочет сказать», – говорит Колосова.
Она добавляет, что также эти дети не очень хорошо понимают и эмоции других людей. Именно поэтому достаточно часто родители говорят: «Я не понимаю: я плачу, а мой ребенок, как радовался, так и радуется».
Другое проявление РАС – это отсутствие или задержка в речевом развитии, различная стереотипия, когда ребенок повторяет одни и те же фразы, часто не связанные в контексте разговора.
«Конечно, характерны стереотипные шаблоны в игровой деятельности, в поведении, в интересах. Если ребенок увлекается, то увлекается только одним. Например, один мальчик увлекался динозаврами, другой собирал пазлы. И сюжета в таких играх нет. То есть, смысла игры вы никогда не поймете», – объясняет специалист.
Как помочь ребенку адаптироваться на детской площадке во дворе?
Первое правило. Не торопиться. На детской площадке тот, кто сопровождает такого ребенка должен понемногу потихоньку вводить его в новый круг общения. Выводить тогда, когда не очень много детей. Не толкать играть, например, в песочницу, когда там много детей или на качели, когда рядом есть кто-то еще. Ребенок должен привыкнуть к этому объекту.
Второе правило. Стать ребенком самому. «Нужно начать формировать новые стереотипы поведения. Показывать, что можно общаться с другим ребенком, показывать, как можно попросить у него игрушку. Объяснять, как вместе построить башню, как вместе качать на качели и так далее», – говорит Колосова.
В чем особенность адаптации?
По ее словам, для детей-аутистов характерны тревога и страх.
«Тревога из-за того, что меняются стереотипы. И страх разрушить этот стереотип, эту стереотипную жизнь. Иногда этот страх и тревога выражается бурно – криком, падением на пол, возбуждением. Конечно, окружающие этого боятся, но эти проявления носят временный характер. Со временем они уходят и тогда начинают формироваться новые навыки», – подчеркивает Колосова.
Она добавляет, что для этого нужно запастись терпением и дать понять ребенку, что его в новом окружении не обидят, а новые люди не представляют опасности.
«Дети с расстройством аутического спектра не знают, как устанавливать контакты. И близкие люди могут показывать им способы коммуникации, показывать, как это делать. Я вспоминаю случай из моей практики, когда очень мудрая мама вырастила парня, который умеет общаться со всеми. Он учится в вузе, он любимчик девушек его группы. Что делала мама? Она объясняла свои эмоции в отношении его поступка, либо объясняла его эмоции, которые он испытывает, но не понимает почему. Вот так можно научить коммуницировать, научить приобретать себе друзей», – говорит специалист.
Остались вопросы
Светлана Григорьева, президент БФ «Обыкновенное чудо» : «Специальный сайт "Чудо-квартира"- это максимум информации об обустройстве жилья семьи с особенным ребенком. Считаю, что этот ресурс необходим, как практическое пособие. Так уже вышло, что дети с инвалидностью большую часть жизни находятся дома. Зачастую семьи тратят сотни тысяч рублей на ненужные реабилитации в поиске той самой "волшебной" таблетки. При этом в квартире нет ничего для комфортной жизни особенного ребенка, нет специальной кровати, нет ТСР, нет игр. Ситуацию можно изменить и наш фонд готов в этом помогать»