Как развить зрительно-моторную координацию. Советы томского дефектолога

Зрительно-моторная координация – это согласованное движение глаз и рук. По словам дефектолога Кристины Епихиной, правильное формирование моторно-зрительной координации является основой успешного обучения в школе.

«Образ букв, образ цифр. Все графомоторные навыки формируются на этом базисе», – поясняет она.

Но работа над этим процессом начинается раньше. «Наши глаза видят, подают сигнал, а руки выполняют какие-то действия. Ребенку нужно ориентироваться в пространстве, понимать, куда направить свое тело», – говорит Епихина.

О том, на что что обращать внимание и как развить у ребенка эти навыки, Кристина Епихина поделилась в прямом эфире фонда «Обыкновенное чудо». Ниже мы приводим основные моменты этой беседы.

Согласно нормативам:

  • Ребенок от нуля до 3 месяцев должен направлять руки в рот, следить за движением рук;
  • От 6 месяцев до года у ребенка формируется единое поле зрения. В это время он начинает перекладывать предметы из одной руки в другую, может перекладывать предметы в коробку, переворачивать ее.
  • 1-2 года – дети чертят каракули, рисуют какие-то штришки, правильно держат чашку, самостоятельно пьют из нее.
  • 2-3 года – формируются вращательные движения рук, ребенок начинает брать ножницы;
  • 3-4 года – формируется пальцевый хват, ребенок начинает держать карандаш, может обводить по контуру какие-то предметы:
  • 4-5 лет – ребенок рисует карандашами и цветными мелками, начинает печатать буквы.
  • 5-6 лет – вырезание ножницами становится аккуратными; ребенок учится читать/писать;
  • 6-7 лет – заканчивается созревание зон головного мозга и развитие мелких мышц кистей. «Иногда наблюдаем картину, что когда ребенок раскрашивает, то начинает вертеть листочек. То есть, он не может правильно направить движение кистью. Такого быть не должно», – объясняет Епихина.

Как развить?

1. Двигательные игры. Хождение по вымышленным дорожкам в разных направлениях;

2. Езда на велосипеде

3. Броски мяча в цель, игра в дартс

4. Развитие мелкой моторики

5. Самомассаж пальцев

6. Собирание крупной мозаики по образцу. То есть, ребенок должен увидеть образ предмета, а затем его перенести, повторить.

7. Рисование по точкам, штриховки, рисование каких-то недостающих элементов у картинки.

«Когда мы начинаем заниматься с ребенком, мы всегда уделяем какое-то время. Занятие должно проходить в игровой форме. Все должно быть максимально спокойно. Если у ребенка что-то не получается, то ничего страшного. Не нужно торопить ребенка. У каждого свой темп развития», – добавляет Епихина.
 

Эксперт подчеркивает, что обязательный момент – это похвала.

«При неудаче мы продолжаем на аналогичных занятиях до тех пор, пока навык не формируется окончательно. Всегда идем от простого к сложному. И если мы видим, что ребенок делает неправильно, то вносим корректив сразу. И соответственно, не отвлекаемся ни на какие посторонние дела. В течение занятия – скажем, 30 минут, ребенок должен быть в центре внимания», – резюмирует дефектолог.

Остались вопросы

Вы можете задать их прямо сейчас.
Мы ответим в ближайшее время

Светлана Григорьева, президент БФ «Обыкновенное чудо» : «Специальный сайт "Чудо-квартира"- это максимум информации об обустройстве жилья семьи с особенным ребенком. Считаю, что этот ресурс необходим, как практическое пособие. Так уже вышло, что дети с инвалидностью большую часть жизни находятся дома. Зачастую семьи тратят сотни тысяч рублей на ненужные реабилитации в поиске той самой "волшебной" таблетки. При этом в квартире нет ничего для комфортной жизни особенного ребенка, нет специальной кровати, нет ТСР, нет игр. Ситуацию можно изменить и наш фонд готов в этом помогать»