КАК РАССКАЗАТЬ ОКРУЖАЮЩИМ, ЧТО У РЕБЕНКА ЕСТЬ ОСОБЕННОСТИ В РАЗВИТИИ
Как объяснить окружающим, что ребёнок особенный?
Родители особенных детейчасто слышат в свой адрес и в адрес своего ребена фразы: «Воспитывайте ребенка!» «Успокойте своего ребенка!» «Почему он так кричит?»
Что же ответить на такие реплики? Как рассказать родным, что у вашего ребенка есть особенности в развитии?
Надо ли говорить окружающим об особенностях ребёнка?
Вот несколько советов родителям, которые сталкиваются с подобными ситуациями:
Оцените обстановку и степень знакомства с человеком, которые задает вопрос. Если это человек, с которым вы или ребенок проводит много времени, объясните максимально подробно. Родственникам, воспитателям, учителям и врачам проще будет общаться с малышом, если вы заранее скажете: «У моего ребенка аутизм (детский церебральный паралич или иное состояние). Он не любит, когда к нему прикасаются и пугается, услышав громкие предметы. Но очень любит шоколад и свою игрушку. Их можно использовать в качестве поощрения». Давайте как можно больше информации, даже если она вам кажется явной.
Если вопросы и упреки вы получаете от совершенно незнакомых людей, то, скорее всего ребенок нарушил какое-то правило. Вам нужно дать понять окружающим, что это особенность ребенка, а не наглость или невоспитанность. Не читайте лекции на тему болезней и толерантности. Ваша задача – быстро объяснить, почему ребенок так себя ведет. Вы можете назвать диагноз или использовать фразу «ограниченные возможности ребенка». В следующем предложении обязательно поясните, что это значит. Например, «У моего ребенка задержка психического развития. Она еще не умеет контролировать свои эмоции и движения».
Как объяснить другому ребёнку?
Еще сложнее рассказать чужому ребёнку, который подошёл к вам и задаёт вопросы. В силу возраста ребёнок может задать бестактный вопрос. Не надо его ругать и отчитывать. Вряд ли он сделал это намеренно.Рассккажите в чем-то ваш ребенок испытывает затруднения, а в чем силен. В детском саду или в школе тоже необходимы разъяснения: "У него мозг работает по-другому, поэтому труднее говорить и учиться, чем вам. Но в остальном он такой же, как и все".
От детей школьного возраста можно услышать вопрос "А почему это с ним случилось?" Здесь не требуется конкретики и медицинских терминов. Достаточно сказать: "Некоторые рождаются с ограниченными возможностями, а другие получают травмы и становится такими".
Чем более просвещено общество, тем легче принимается человеческое разнообразие. Давайте рассказывать о наших детях, тогда жить всем будет немного легче.
Остались вопросы
Светлана Григорьева, президент БФ «Обыкновенное чудо» : «Специальный сайт "Чудо-квартира"- это максимум информации об обустройстве жилья семьи с особенным ребенком. Считаю, что этот ресурс необходим, как практическое пособие. Так уже вышло, что дети с инвалидностью большую часть жизни находятся дома. Зачастую семьи тратят сотни тысяч рублей на ненужные реабилитации в поиске той самой "волшебной" таблетки. При этом в квартире нет ничего для комфортной жизни особенного ребенка, нет специальной кровати, нет ТСР, нет игр. Ситуацию можно изменить и наш фонд готов в этом помогать»