КАК НАЛАДИТЬ КОММУНИКАЦИЮ РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ

Первые яркие симптомы расстройства аутического спектра начинают проявляться с двух лет: это качественные нарушения социального взаимодействия. То есть, ребенок не использует при общении мимику, жесты, какие-то другие невербальные способы для общения с окружением. Непонятно, чего он хочет, непонятно, в результате чего возникает возбуждение, что он своим поведением хочет сказать. 

Также эти дети не очень хорошо понимают и эмоции других людей. Именно поэтому достаточно часто родители говорят: «Я не понимаю: я плачу, а мой ребенок, как радовался, так и радуется». 

Другое проявление РАС – это отсутствие или задержка в речевом развитии, различная стереотипия, когда ребенок повторяет одни и те же фразы, часто не связанные в контексте разговора. 

Конечно, характерны стереотипные шаблоны в игровой деятельности, в поведении, в интересах. Если ребенок увлекается, то увлекается только одним. Например, один мальчик увлекался динозаврами, другой собирал пазлы. И сюжета в таких играх нет. То есть, смысла игры вы никогда не поймете. 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ ВО ДВОРЕ?

Первое правило. Не торопиться. На детской площадке тот, кто сопровождает такого ребенка должен понемногу потихоньку вводить его в новый круг общения. Выводить тогда, когда не очень много детей. Не толкать играть, например, в песочницу, когда там много детей или на качели, когда рядом есть кто-то еще. Ребенок должен привыкнуть к этому объекту.

Второе правило. Стать ребенком самому. Нужно начать формировать новые стереотипы поведения. Показывать, что можно общаться с другим ребенком, показывать, как можно попросить у него игрушку. Объяснять, как вместе построить башню, как вместе качать на качели и так далее. 

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ АДАПТАЦИИ?

Для детей-аутистов характерны тревога и страх.  Тревога из-за того, что меняются стереотипы. И страх разрушить этот стереотип, эту стереотипную жизнь. Иногда этот страх и тревога выражается бурно – криком, падением на пол, возбуждением. Конечно, окружающие этого боятся, но эти проявления носят временный характер. Со временем они уходят и тогда начинают формироваться новые навыки. Для этого нужно запастись терпением и дать понять ребенку, что его в новом окружении не обидят, а новые люди не представляют опасности. 

Дети с расстройством аутического спектра не знают, как устанавливать контакты. И близкие люди могут показывать им способы коммуникации, показывать, как это делать. Одна очень мудрая мама вырастила парня, который умеет общаться со всеми. Он учится в вузе, он любимчик девушек его группы. Что делала мама? Она объясняла свои эмоции в отношении его поступка, либо объясняла его эмоции, которые он испытывает, но не понимает почему. Вот так можно научить коммуницировать, научить приобретать себе друзей.

Остались вопросы

Вы можете задать их прямо сейчас.
Мы ответим в ближайшее время

Светлана Григорьева, президент БФ «Обыкновенное чудо» : «Специальный сайт "Чудо-квартира"- это максимум информации об обустройстве жилья семьи с особенным ребенком. Считаю, что этот ресурс необходим, как практическое пособие. Так уже вышло, что дети с инвалидностью большую часть жизни находятся дома. Зачастую семьи тратят сотни тысяч рублей на ненужные реабилитации в поиске той самой "волшебной" таблетки. При этом в квартире нет ничего для комфортной жизни особенного ребенка, нет специальной кровати, нет ТСР, нет игр. Ситуацию можно изменить и наш фонд готов в этом помогать»